Bkas

"Автоматический" ликбез

28 posts in this topic

Вместо вступления. Структура, так структура.

 

Структура отрасли на сложившихся рынках:

 

1.     Мойки самообслуживания.

2.     Постовые автоматические мойки.

3.     Тоннельные мойки.

 

Заполнение структуры происходит именно в этом порядке. Конечно, в итоге, структуру сформирует сам Потребитель своими предпочтениями. Но он пока ничего не знает ни о структуре, ни о своих предпочтениях. 10 лет назад он был уверен, что существует только один тип мойки. Сегодня он знает, что существует еще и самообслуживание. Как узнал? Первопроходцы ставили свои объекты, а Потребители попробовали, и проголосовали своими предпочтениями. Сегодня часть из них осталась на традиционной мойке, а часть ушла на МСО.

 

Когда Потребители узнают, что существует еще один тип мойки, они дальше распределятся в соответствии с новыми предпочтениями. Основное предпочтение при распределении по сегментам: цена. Самая низкая на самообслуживании за счет собственного вклада в процесс мойки. Средняя цена на мойках с постовыми автоматами. Плата за работу машины. Самая высокая цена будет потом на тоннелях. Не столько потому, что там «машина» дороже, сколько, потому что тоннели обычно сопровождаются дополнительными услугами.

 

Что в итоге будет выбирать Потребитель? Как он будет выбирать конкретную мойку в своем сегменте, и что будет подталкивать его к смене сегмента? У нашего Потребителя спрашивать это бесполезно, пока он не получит своего собственного опыта. Но на сложившихся рынках ответ давно есть. Для Потребителя важно:

 

1.     СКОРОСТЬ.

2.     ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ.

3.     КАЧЕСТВО МОЙКИ.

 

Причем, именно в этой последовательности. Трудно было 10 лет назад поверить в то, что качество не на первом, и даже не на втором месте. Но это так, и опыт МСО тому убедительное подтверждение.

 

Итак, первая строка структуры (МСО) заполнена. Победоносное шествие самообслуживания было предопределено, в первую очередь, фактором скорости. Фактор впечатлений также есть, но на МСО он не столько создает новые позитивные впечатления, сколько устраняет старые негативные.

 

Предприниматели, которые сегодня открывают автоматы, должны точно понимать, кто из сегодняшних пользователей традиционных моек и МСО будут становиться их постоянными клиентами:

 

1.     Пользователи традиционных моек, которым нужна скорость, но они совершенно не видят себя в роли мойщика.

2.     Пользователи МСО, для которых скорость, безусловно, фактор №1, но с ролью мойщика они мирятся временно, и только ради скорости.

 

Первые пойдут за фактором скорости, а впечатления получат бонусом. Вторые пойдут за впечатлениями, что можно помыться так же быстро, и при этом самому можно не выходить из машины. И то, и другое автомат дает по определению. Задача инвестора – организовать качество. Это реально? Это точно не сложнее, чем организовать качество на МСО. Потребителей устроило качество на самообслуживании, устроит (и уже устраивает) качество на автоматах. Конечно, это не значит, что все автоматы моют одинаково или, вся химия моет одинаково. Рецепт действий прост, как правда: выбираем машину, которая себя зарекомендовала, выбираем химию, которая себя зарекомендовала, и всё это настраиваем. Настройки проще, чем на МСО поскольку есть стопроцентная повторяемость всех тестов.

То есть, если не делать грубых ошибок, то на первом этапе, пока нет конкуренции между автоматами, всё получится просто по стандартной инструкции. А дальше, опять берем главную формулу Скорость-Впечатления-Качество, и начинаем вытягивать каждый элемент, чтобы стать лучше соседнего автомата.

 

Кто сможет это потянуть? Две составляющие: умение организовать бизнес, и разобраться в технике. Техника в автоматах сложнее, условно говоря раза в два. Например, тот, кто освоил самообслуживание за полгода, освоит автомат за год. Что касается организации бизнеса, я никакой разницы не вижу.

В общем, на круг, то есть, на фоне решенных проблем по организации бизнеса: кто справился с МСО, тот справится и с автоматом, а уж просто добавить автоматический пост на имеющееся самообслуживание, вообще, проблем нет.

 

Продолжение следует…

Edited by Bkas
2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пока не продолжение, пока только небольшой P.S:

 

По последнему опросу 57% моек самообслуживания в штатах имеют автоматические посты. То есть, квалификации МСО для автомата абсолютно достаточно.

 

33821793648_5f3a6b3a0c_n.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Распределение по сегментам отрасли (МСО/Автоматы/Тоннели). Как загрузить Автомат?

 

Как это оценить для своего конкретного города, населенного пункта?

 

Во-первых, смотрим на марки автомобилей на улице (сколько каких?). Эконом-марки являются целевой аудиторией МСО. Бизнес-модели целевая аудитория постовых автоматов. Премиальные бренды – целевая аудитория Фул-сервис тоннелей. Но это только тогда, когда они, тоннели, появятся. То есть, не скоро. А пока премиумы будут ездить на постовые автоматы.

Сколько автомобилей бизнес и премиального уровня надо для загрузки автомата? Ориентиры следующие: 12000  моек авто/год – жить и работать можно. 18000 авто/год – хороший результат с точки зрения возврата инвестиций. Всё, что больше 20000 авто/год – отлично. Абсолютный рекорд в моей практике 33000 авто/год. Причем, показательно, что это был первый год эксплуатации нашего первого автомата!

 

Во-вторых, оцениваем, сколько раз в год будет приезжать к нам на мойку наш потенциальный клиент. Для этого сначала оцениваем, сколько раз в год он, вообще, будет мыться. Возможно, раз, 12-24. А вот, сколько раз из этого количества, он приедет именно к нам? Это зависит исключительно от того, как мы сработаем по формуле СКОРОСТЬ-ВПЕЧАТЛЕНИЯ-КАЧЕСТВО. Допустим, мы пришли к оценке, что наш потенциальный (постоянный) клиент будет приезжать к нам раз в два месяца (6 раз за год). Тогда клиентская база для достижения хорошего результата: 18,000 : 6 = 3000 владельцев авто бизнес и премиум класса. Любым доступным способом оцениваем, есть ли вокруг нас такое количество таких автомобилей?

 

Продолжение следует…

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дополнительный сервис.

 

Бизнес-процесс на базе автоматической мойки можно организовать тремя различными способами (дело хозяйское).

 

1.     Только мойка кузова и больше ничего. В этом случае авто с моечного поста выезжает сразу на улицу, и «домой». Сушка может быть или бортовая, или отдельная перед воротами выезда (внутри), или за воротами выезда (снаружи).

2.     Мойка кузова + островки с пылесосами самообслуживания. Аналогичному первому варианту выезд с моечного поста на улицу, но не сразу «домой», а на территорию участка с островками самообслуживания.

3.     Фул-сервис, как это называется в штатах, и как это реализовано в Ставрополе. Из моечного поста автомобиль выезжает в сухой зал, и может получить доп. услуги.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Земля и строительство.

 

В сравнении с МСО по участку несколько проще, по строительству несколько сложнее. По большому счету, плюс на минус – большой разницы нет.

Участок. Средний чек на автомате вдвое выше, а в итоге по месяцу, отдача с автоматического поста как с трех-четырех постов МСО. Это значит, что в сравнении с МСО участок должен пропустить через себя в среднем втрое меньше автомобилей. То есть, надо меньше земли не только на сами посты, но и на очередь, и на сухие посты, если они планируются.

 

Строительство.

 

1.     В сравнении с МСО обычно автоматический пост немного длиннее, и желательно непосредственное соседство с технологическим помещением. Крайний слева на картинке:

 

40737225103_27507ffd86_z.jpg

 

Многие производители оборудования стремятся минимизировать требования к габаритам моечного поста, так чтобы была возможность установить оборудование в помещение традиционной мойки. Так что, это вполне реально. У каждого производителя всегда есть требования по минимальным размерам. Смотрим, сравниваем с тем, что есть. Если не проходим, руки не опускаем. Во-первых, смотрим другого производителя, во-вторых, консультируемся с поставщиком. Минимальные паспортные габариты, это для стандартного монтажа. Часто есть возможность «ужаться». В моем личном опыте три машины на двух объектах были поставлены на посты с шириной меньше минимальной по паспорту.

 

2.     Основное отличие от МСО – больше требований по защите от замораживания, с учетом того, что на моечном посту уже не просто шланг с пистолетом, а моечная машина. Соответственно, надо представить себе этот «черный ящик», хотя бы в общих чертах, чтобы понимать требования по температуре. До деталей «черного ящика» дело дойдет позже, а пока в общих чертах. Они такие: безусловно машина будет работать при любой положительной температуре. На практике, например Рейзер, работает при температуре на посту от минус два градуса и выше. Если мы хотим, чтобы к нам ехали и в минус 15 на улице, то мы должны обеспечить внутри минус два при минус 15 на улице. Очевидно, что ворота становятся обязательными. Естественно, автоматические. Очевидно, что отопление также является обязательным.

 

В итоге имеем два варианта строительства моечного поста:

 

А – Традиционное здание с любым видом традиционного отопления. В этом случае работаем всю зиму, хоть в минус 30, хоть в минус 50. Дополнительная опция защиты от замораживания машины не нужна.

В – Автоматический пост на МСО с воротами, с таким же контуром напольного отопления, как на ручных постах, и с дополнительной опцией защиты от замораживания. Теплопотери такого поста больше, чем в обычном здании, поэтому минус два внутри будет достигнут раньше, чем в минус 30 на улице. У кого-то в минус 10, у кого-то в минус 20. Зависит от того, какие ворота (винил, поликарбонат или сэндвич), какие стены и потолок (крыша) и сколько отопительной трубы намотали в пол. Как работает опция защиты от замораживания? Когда температура внутри поста упала до предела, контроллер закроет мойку, продует линии пенных продуктов, и пустит струю воды в рабочие арки. Бегущая вода не замерзает.

 

3.     Отдельный строительный вопрос – тупиковый пост. Принципиальных противопоказаний нет, но снижается пиковая производительность за счет дополнительного времени на освобождение моечного поста. Да, это снизит итоговый выхлоп. Но, при этом тупиковый пост обычно не строится с нуля, обычно он уже есть готовый. И в этом своё преимущество – экономия на стартовых инвестициях, которые можно будет отбить и меньшим выхлопом.

 

Продолжение следует…

Edited by Bkas
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вентиляция.

 

Кроме отопления и автоматических ворот ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть вентиляция. И на моечном посту, и в технологическом помещении. Зимой мы по всем параметрам ниже точки росы. Влажность высокая, технологическое помещение прокачивает кубометры воды с температурой ниже точки росы. Без вентиляции будем иметь реки конденсата на всех трубах и баках. Аналогично на моечном посту, там плюсом (фактически "минусом") постоянно открываемые ворота.

 

В первую очередь, конденсат враг моторов.

 

В следующих сериях "черный ящик"...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Иллюстрация к сказанному выше. Типовой (в штатах) вариант 3+1

 

6574420919_e28771c3f9_z.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

"иллюстрация" к иллюстрации выше :) Посмотрел последние статистические данные (2018) и ретроспективу до 2012. Соотношение доходов от автомата и от постов самообслуживания в процентах от общего дохода мойки на объектах, где есть и то и другое. Соотношение в пользу автоматики, и имеет тенденцию к росту. Привожу картинки в обратной последовательности, то есть 2018-2017-2016---2012

32761613187_1a6cd7aeb3_m.jpg

32761612957_36d4da9178_m.jpg

32761613047_9a2bc5281f_m.jpg

47651779892_fb9338d520_m.jpg

32761613067_003e43a642_m.jpg

32761613107_1fa79a9491_m.jpg

47704828421_54c289e7c4_m.jpg

 

 

 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Итак, "черный ящик".

 

На самом деле, он состоит из двух белых :)

 

32761781257_dfc769c880.jpg

 

Пока оставим в стороне умягчители, осмосы и сушку тоже. В общем, это машина (одна длинная паллета) и насосная станция (шкаф рядом). Ну и рельсы, по которым ходит машина.

 

Начнем с самого интересного, с машины:

 

40738595543_123485b51b_z.jpg

 

Рельсы закреплены на стене. По ним ходит машина Вперед – Назад. Внутри машины похожие рельсы покороче. По ним ходит каретка Влево – Вправо. На каретке рабочая L-арка с пустотелым валом, которая вращается вокруг оси этого вала.

 

По большому счету, ничего сложного: три мотор-редуктора: 1-движения машины, 2-движения каретки и 3-поворота арки. Под капотом всё гораздо проще, чем под капотом автомобиля.

 

47651894512_0128400b7b_z.jpg

 

В левом верхнем углу мотор-редуктор продольного хода машины. В середине каретка. Два черных и два белых ролика основные опорные. Внизу ролики поменьше страховочные. Внутренний цепной транспортер подает шланг ВД для L-арки. На каретке стоит мотор вращения арки, и есть датчики, поэтому в цепном транспорте видим электро кабели.

 

В общем, что делает машина? Упрощенно говоря, с помощью трех мотор-редукторов водит арку вокруг автомобиля, и подает на автомобиль то, чем заряжает шланги насосная станция.

 

Важный момент – определение геометрии автомобиля. Что об этом надо знать? Геометрией занимаются три ультразвуковых датчика (сонара), две фотопары и несколько прокси-датчиков. Сонары – точные приборы измерительного класса, но принцип работы как у парктроника. Кабели от них идут прямо в контроллер. За 10 лет моей практики ни один сонар и ни один контроллер из строя не выходили.

 

Фотопары, может быть, раз или два, отказывали. Но диагностика там совсем простая.

 

Ну и третий тип датчиков – прокси сенсоры. Это электромагнитные датчики, которые считают зубчатые колеса, чтобы определить сколько проехала машина или каретка. Аналогичные датчики смотрят за поворотом арки и концевыми флажками. На самих датчиках есть светодиод диагностики: поднесли отвертку – загорелся. Если на «отвертку» реагирует, а на ходу подозреваем сбои, то запоминаем инструкцию на раз-два-три: 1) отрегулировать зазор установки датчика, 2) заменить кабель, 3) заменить датчик.

 

Насчет технического обслуживания: по регламенту шприцуем пресс-масленки и смотрим натяжение (провисание) ходовых ремней. Всё аккуратно выведено в удобные места. Единственная точка без централизованного вывода - вертлюжный шарнир, который заряжает арку. Помним о нём, и не забываем смазать.

33828071098_8093ac5c3a_z.jpg

 

Насосная станция в следующей серии...

 

 

 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Несколько фото для иллюстрации начинки "черного ящика".

 

47652895342_b05f877781_z.jpg

Вверху вал привода машины. Хорошо виден цепной транспортер, со шлангом ВД, который заряжает главную L-арку.

 

47652895172_9a94989369_z.jpg

По центру фото полый вал - ось вращения арки. Кулачковая деталь на нем - индекс поворота арки. Против индексов видны прокси-сенсоры поворота. Немного выше прокси-сенсор концевого флажка. Вверху латунные фитинги смазывания роликов. Всё просто, надежно, всё из нержавейки.

 

33828539418_6473e6223a_z.jpg

Электрика. Здесь только коммутация, все мозги и все управление в сухом технологическом помещении.

 

46789929775_50f4ab59e8_z.jpg

На этом фото прокси-датчик хода каретки, "читающий" лепестки на валу мотор-редуктора.

Edited by Bkas
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Насосная станция и главный щит управления.

 

Почему вместе? Поставляются на одной паллете, поскольку на заводе уже соединены кабелем. При монтаже щит вешаем на стену.

 

Насосная станция.

 

33829964188_3e9172f727_z.jpg

 

Опять всё сделано аккуратно, качественно, надежно и опять никакого космоса. Нижние два этажа уже до боли всем знакомый стационарный авд, но в масштабе 5:1. 25 л.с. мотор, 136 л/мин насос. На третьем этаже на заднем плане буферный бак для снижения требований к водопроводу. Без него от трубы требовалось бы, как раз эти 136 л/мин. А с баком можно питаться от дюймовой трубы. На переднем плане третьего этажа приготовление всех химических растворов. Готовят инжекторы. Видно две вертикальные рампы, которые заряжены 15 барами от насоса среднего давления. Этот насос на заднем плане его не видно на фото. От рамп влево и вправо отводы. Сначала соленоидные клапаны, потом инжекторы. На тонкие штуцеры, направленные вниз, одеваются виниловые трубочки, которые идут в канистры. Инжектор при работе создает разряжение, которое сосёт концентрат из канистры. Входной штуцер инжектора имеет резьбу, в которую вкручиваются дозирующие жиклеры. Боковые отводы, направленные под углом вверх, это линии готовых химических продуктов. В середине панели распределение сжатого воздуха с индивидуальным давлением на разную химию для оптимального пенообразования. Практически всё. Часть химических линий собирается на обратных клапанах в главный шланг, часть идет трубками по цепному транспортеру до машины. Сколько химических линий и зачем, обсудим в разделе программирования. Всё, что нам надо понимать для начала работы, это то, что на каждый нужный цикл программы контроллер сам знает, какой насос включить и какие клапаны, а насосная станция даст в нужную линию нужный продукт. Наша задача смотреть, чтобы канистры не заканчивались.

Edited by Bkas
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

В следующей серии Главный щит управления.

 

32764217737_15fb06d0a9_z.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

33833644808_49a639da9d.jpg

 

По вопросу электрики всё начинается с безопасности. Всегда помним о том, что эта сфера имеет нормативное регулирование. Владелец (директор или управляющий) автоматической мойки, равно как и МСО, равно как любого другого объекта, прежде всего, должен знать и понимать правила допуска, то есть «группы допуска по электробезопасности».

 

На фото Главный щит управления. Живет он не на моечном посту, а вместе с насосной станцией в сухом технологическом помещении. Кроме этого щита, в данном случае, есть два отдельных щита моторной автоматики: главного насоса и сушки. Там стоят стандартные пускатели (защитные автоматы), их знает любой электрик. Возвращаемся к Главному щиту управления.

 

Четвертый этаж (верхний) – контроллер. Контроллер, это, пожалуй, действительно, черный ящик. Но хорошая новость в том, что ни в одной из поставленных нами машин за 10 лет не зафиксировано ни одного отказа ни одного из компонентов контроллера. Контроллер состоит из основного блока (слева на фото), модулей расширения (карты ввода/вывода) и программного обеспечения типа флеш-карточки. Если что-то и случится, просто меняется соответствующий модуль. Еще есть панель оператора, установленная на дверь щита. Контроллером можно управлять с неё, или с любого компьютера, или со смартфона, подключившись или напрямую кабелем, или через Интернет. То есть, панель оператора — это удобство пользования, но не обязательная часть системы.

 

Третий этаж это в основном питание: трансформатор на 24В переменного тока, импульсный блок питания 24В постоянного тока, автоматы питания контроллера, автоматы цепей 24В и пара реле.

 

Второй этаж – автоматы 220В и 380В.

 

Нижний первый этаж – частотники ходовых моторов машины, каретки и поворота арки и контакторы. Частотники уже прочно входят в нашу жизнь, многие уже с ними знакомы. Если они от известного производителя, то работают надежно. Главное, что им нужно – воздух для вентиляции, причем, естественно, сухой.  

 

Всё, что перечислил к этому моменту в Рейзерах работает, практически, безотказно. Оговорка «практически» означает, что меня ни разу не известили об отказе этих компонентов, но я допускаю теоретическую возможность отказа.

 

Теперь о том, что в электрике реально может отказывать. Это, так называемые, промежуточные реле. Они подключены к выходам контроллера и управляют соленоидами, катушками контакторов и прочими нагрузками. Контакты любых реле имеют свойство постепенно подгорать, поэтому данные детали являются расходными элементами. Точной статистики у меня нет, но полагаю, что две-три штуки в год могут потребовать замены. Практически все реле сгруппированы на вертикальной шине в правой части щита. Замена реле трудностей не представляет. Просто вынимается из колодки, и вставляется новое.

 

47788538291_09c7df1817_m.jpg

 

Пожалуй, самое главное, это наличие подробной электросхемы и подробного же описания. В этом вопросе американцам равных нет. У них исключительно понятное представление электрических схем. Ну а перевод на русский язык обязан предоставить поставщик.

 

Программирование в следующей серии...

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Программирование.

 

     Краткое содержание предыдущих серий: итак, на моечном посту стоят датчики, которые видят габариты автомобиля. Моечная машина с помощью трех мотор-редукторов выполняет нехитрые движения вокруг авто. В это время насосная станция в технологическом помещении берет воду через входные штуцеры, засасывает химию из канистр через входные трубочки, сразу же дозирую концентраты в нужной пропорции, и, согласованно с движениями моечной машины, подает в рабочую арку или другие точки распыления, соответственно, химические растворы или воду под давлением. Управляет машиной и насосной станцией контроллер.

 

     Вопрос: А что из себя представляет моечная программа? Ну, например, сначала сбиваем, а потом бесконтакт? Или наоборот? Кислота перед щелочью или наоборот? Между ними сбиваем? Или наносим друг на друга? И так далее. Каждый владелец мойки хочет, чтобы моечная программа была именно такая, какой он сам её «видит». И это тем более важно, поскольку это и есть инструмент создания конкурентных преимуществ для своей мойки – сделать такую программу, которая будет «Быстрее; Впечатления создаст самые лучшие; Качественнее будет мыть».

 

Предварительное замечание №1. Все хотят охватить как можно больше пользователей, поэтому программ должно быть несколько, на любой кошелек, минимально три: Базовая, Стандартная, Премиальная. Обычно, автоматы производятся для меню с четырьмя программами. Еще бывает полезная опция «Байап» - допуслуги, которые можно подключать к программам за отдельные деньги. Например, к Базовой программе можно, например, за 50 р. добавить мойку днища. А к Премиальной можно, например, за 100-150 р. добавить Карнубу, и так далее.

 

Предварительное замечание №2. В разных автоматах существуют и разные подходы к созданию моечных программ.

 

А. В контроллер зашиты уже готовые программы, например, 10-20 штук, а Владелец может выбрать тройку-четверку программ для своего меню только из этого готового набора. Такой подход предоставляет крайне ограниченные возможности, тем более что весь этот набор создавался, обычно, не для российских условий.

Б. Гибкое программирование. Владелец сам решает, из каких моечных циклов должна состоять его собственная Базовая программа, Стандартная и Премиальная программа, и какой Байап назначить для каждой из них. Этот вариант, безусловно, интереснее, его и будем рассматривать ниже. Конечно, завод уже зашил типовые варианты программ, но, еще раз, это совершенно не интересно. Интересно, чтобы машина делала именно то, что нужно нам.

 

Предварительное замечание №3. Какие есть у нас возможности? Какие химические растворы можем наносить и как?

 

     - Помимо обычного щелочного бесконтакта, автоматы могут использовать и кислотные. Зачем? Щелочь хорошо справляется с органическими составляющими загрязнений и хорошо работает по ЛКП и пластикам. А кислотные моющие средства лучше работают с неорганикой, и лучше работают по стеклам и хрому. На ручных мойках кислоту не применяют из соображений безопасности, да и трудоемко это вручную, а на автомате - нет проблем. Можно сначала наносить кислоту, потом щелочь, можно наоборот. Можно делать промежуточное «сбивание», можно не делать. Как это реализуется? Насосная станция имеет не один вход для бесконтакта, а целый ряд «химических линий», то есть, трубочек, каждая из которых опускается в свою канистру. Канистры или просто стоят на полу рядом, или аккуратно размещаются на стеллаже или на специальных настенных креплениях. Программа состоит из отдельных циклов, во время которых, идет забор концентрата из соответствующей канистры.

 

     - Кроме кислоты и щелочи летом можно наносить «анти-мошку», а зимой дополнительный анти-реагент. Три перечисленные линии качают химически активные средства, и на всем своем пути должны иметь все компоненты (штуцеры, клапаны и пр.) либо из нержавейки, либо из хорошего пластика. Латунь в этих линиях – плохая практика.

 

     - Кондиционеры. Эти химические средства обычно применяются после всех бесконтактов перед восками. Они «убирают» остатки моющих средств и «готовят» поверхность для качественной работы восков. Могут быть просто белыми (требуется одна дополнительная химическая линия), либо трехцветными (требуется три дополнительных линии). В базовых программах не применяются, в премиальных программах обязательно, в стандартных – в соответствии с выбранной политикой. Химически агрессивными не являются, латунь в этих линиях работает нормально.

 

     - Воски. Воски бывают разными – дешевыми и дорогими. Одни предоставляют минимальную защиту ЛКП буквально на считанные дни, другие защищают ЛКП надежнее и дольше, третьи могут быть еще дороже, и защищать уже не только ЛКП, но и стекла, резиновые детали, пластик, а работать могут месяц. Еще одна разновидность воска – реагент сушки, защиты не дает, только помогает вентилятору сдувать воду с поверхности. Сколько восковых линий надо? Одна линия реагента сушки – само собой разумеется. А линий для защитных восков может быть несколько, минимум две – одна для базовой программы, другая для премиальной. А в стандартную программу можно либо больше «базового» воска, либо меньше «премиального». Всё зависит от конкретных продуктов и их возможностей. Латунь в восковых линиях допустима.

 

     - Основное средство нанесения химии и смывания водой – L-арка. Но не единственное. На моечной машине есть дополнительные форсунки или блоки форсунок, которые позволяют покрыть авто химическими средствами (или водой) гораздо быстрее - просто проходом моечной машины над автомобилем. Это мощнейший инструмент повышения дохода. Мы можем наполнять меню программ дополнительными циклами для повышения среднего чека, и при этом сохраняем разумное время выполнения программы. Также, в последнее время активно внедряется, так называемая, пенная штора.

 

     - Скорость движения моечной машины и каретки. Поскольку все ходовые моторы управляются частотниками, то контроллер позволяет выбирать для каждого цикла желаемую скорость движения, обычно 0-9. От выбираемой скорости зависит итоговое время программы и количество моющего средства, поданного на автомобиль (быстрее – меньше химии, медленнее – больше химии).

 

Итак, рассмотрим пример создания программы. Допустим, владелец так представляет себе Стандартную программу в своем меню:

 

1.     Быстро (без L-арки) нанесли кислотное средство.

2.     Выдержка бесконтакта на кузове (по таймеру).

3.     Тщательно сбили высоким давлением (L-аркой).

4.     Тщательно нанесли (L-аркой) основной щелочной бесконтакт.

5.     Выдержка бесконтакта на кузове (по таймеру).

6.     Тщательно сбили высоким давлением (L-аркой).

7.     Быстро (без L-арки) нанесли кондиционер.

8.     Быстро сбили высоким давлением с защитным воском.

9.     Быстро нанесли реагент сушки.

10.  Быстро смыли обратным осмосом.

Для реализации такой последовательности циклов заходим в программу и заполняем поля. Писать или заучивать ничего не надо, экран сенсорный, каждое нажатие на клеточку переключает на следующее значение или дает выпадающее меню. Когда доходим до требуемого значения, идем в следующее поле. Для целей понимания привожу условный вид экрана программы:

 

47824841681_f0910c6e4b.jpg

 

На отдельном экране выбираем опции программы:

Мойка днища – да/нет.

Сушка – да/нет.

 

Конечно, это далеко не всё, что делает контроллер, но тема – ликбез, поэтому углубляться дальше можно в других темах.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Техническое обслуживание и ремонт.

 

     Приведенного выше общего представления о работе машины достаточно, чтобы начать работать. Конечно, в какой-то момент машина остановится… Когда это случится в первый раз? Как часто происходят остановки? Какова длительность простоев? Что делать, когда машина остановится? Каковы профилактические мероприятия, снижающие количество отказов?

 

     На рынке представлены автоматы и разных европейских стран, и страны, где солнце восходит, и страны, где солнце заходит. Ответы на такие вопросы индивидуальны для каждого производителя. «Единого» ликбеза тут быть не может. Соответственно, когда покупатель нацеливается на приобретение конкретной марки оборудования, то и статистику надо собирать именно по этой марке. «Чужая» никак не подойдет. Причем, предлагаю не просто спрашивать: «Надежная/не надежная машина?» А задавать вопросы, именно так, как они сформулированы выше. Поскольку данный ликбез был составлен на примере Washworld Razor, то и ответы привожу для Рейзера. Первые машины этой марки в России были введены в эксплуатацию в конце 2011 года, семь лет - срок эксплуатации, когда уже можно делать определенные выводы.

 

     Когда это случится в первый раз? Обычно в первый год отказов не случается, кроме тех, что вызваны попаданием мусора в шланги или открытые фитинги во время монтажа.

 

     Как часто происходят остановки? Специально, сегодня позвонил г-ну Shishakov-у, и задал ему этот и следующий вопрос, именно так, как сформулировано. Его ответ: «Не чаще чем один раз в три месяца».

 

     Какова длительность простоев? Сколько раз за 6 лет эксплуатации случались простои длительностью более 24 часов? Его ответ: «Ни разу. Самый продолжительный простой составил 8 часов. Перетерся шланг ВД, в Ставрополе оперативно решить вопрос было негде, пришлось съездить в Краснодар сделать новый. Теперь запасной шланг всегда наготове».

 

     Что делать, когда машина остановится? – 1. Если это Рейзер, то открыть Руководство пользователя, Раздел 7 – Диагностика (52 стр. диагностики, кодов ошибок, рекомендаций по устранению). Перевод на русский не язык не машинный, автор перевода BKas. 2. Если возникшая неисправность не описана в разделе Диагностика, позвонить или написать BKas-y. Дальше выполнить рекомендации Раздела диагностики или BKas-a. В сложных случаях вопросы решаются значительно быстрее, если установлены камеры видеонаблюдения. Так сделано в Ставрополе. За 6 лет было два, действительно, сложно диагностируемых сбоя, и записи видеонаблюдения позволили найти причину удаленно. Кстати, все ремонты, которые потребовались на этой машине за 6 лет, были выполнены самостоятельно.

 

     Каковы профилактические мероприятия, снижающие количество отказов? Профилактические мероприятия схожи для многих машин. Во-первых, это регулярный, желательно ежедневный осмотр. Проверяем наличие подтеканий и слушаем работу машины и насосной станции на предмет появления новых характерных звуков и шумов. Смысл этой рекомендации в том, что большинство отказов развиваются в течение нескольких дней, иногда недель или даже месяцев. Что-то начинает отвинчиваться от вибрации и дребезжать. Появляются какие-либо биения, и так далее. Ни в коем случае не ждем, когда «хороший» звук себя проявит. Находим источник шума, и устраняем его причину. Во-вторых, своевременно выполняем регламентное ТО. Для Рейзера это Раздел 6 Руководства пользователя (15 стр. на русском языке: Что, Где, Когда и Как делать).

Edited by Bkas
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

     Запчасти.

 

     В принципе, ситуация схожа с запчастями на автомобили. Существуют оригиналы, а есть и не оригинальные запчасти. Шланги, датчики, клапаны, ремни, реле, всё, что в первую очередь выходит из строя, всё это имеет не оригинальные аналоги. Еще один расходный элемент – роллеры. Аналогов, конечно, нет - размеры по чертежу производителя. Но продается материал, а токари есть в любом городе. У нас на складе роллеры есть, кто-то берет у нас, кто-то заказывает токарю. Как официальный дистрибьютор, я, конечно, рекомендую исключительно оригиналы. Но у меня не вырастает зуб на тех, кто сам находит себе аналоги. Например, московский клиент покупает оригиналы с нашего склада. А владелец ставропольской машины за 6 лет для ремонта купил у нас, если помню правильно, только один прокси-сенсор. И то, не потому что не было альтернативы, а чтобы убедиться, что эта альтернатива работает полноценно. Источник оригинальных деталей – поставщик оборудования. Источник альтернатив – интернет (пока зарубежный, но это работает). По опыту с Рейзерами, поставленными нашей компанией начиная с 2011 года, пока не было ни одного случая, чтобы машина простаивала из-за отсутствия у нас на складе потребовавшейся запчасти. Да, были случаи, когда запрашивали у нас деталь, которой не было на складе. Но это были единичные случаи, и касались только тех деталей, отсутствие которых не требовало остановки машины.

     Также, вместе с Рейзером, можно заказать комплект запчастей. Аналогичный ЗИП можно заказать вместе с Лазером. Как у остальных не знаю, надо спрашивать при покупке. Составляет ЗИП производитель на основе статистики отказов и своего представления о том, что должно лежать в столе на мойке, чтобы машина, как можно быстрее, была возвращена в работу. Стоимость такого комплекта обычно дешевле, чем сумма составляющих.

 

Обзор дополнительного оборудования следует...

Edited by Bkas
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

     Дополнительное оборудование.

 

            Доп. оборудование включает следующее: системы водоподготовки, платежные терминалы, автоматические ворота, светофоры и системы управления, такие как управления воротами въезда и выезда, светофорами, интернет доступ. В последнее время список расширяется, например несколько компаний уже предоставляют системы автоматизированного контроля за расходом химии.

            - Водоподготовка. Многое аналогично тому, что есть в МСО, в частности, умягчители и осмос. Нагреватели воды растворов в автоматах настоятельно рекомендуются. Оборотка применяется чаще, чем в МСО, используется либо только для мойки днища и порогов, либо плюс к этому в первых циклах ВД. Далее свежая вода.

            - Платежные терминалы. Это продукция самостоятельной «платежной отрасли». Все моечные машины имеют стандартизированные простейшие интерфейсы, поэтому вопросы стыковки решаются несложно: прошла оплату за программу №1 - появилось напряжение на клемме №1, и так далее.

            - Ворота на автоматах только автоматические. Простейшие алгоритмы управления реализуются с помощью релейной логики, подключаемой к сигналам табло или светофоров. Более сложные включают погодную зависимость режима проветривания, а также возможность начинать работу мойки утром в автоматическом режиме, и аналогично закрывать на ночь.

            - Светофоры или красочные табло инструктируют водителя, когда въезжать, и когда выезжать.

            - Интернет доступ обеспечивает защищенный канал связи с контроллером и платежным терминалом. Требуется статический адрес.

            - Контроль химии помогает не пропустить момент, когда заканчиваются канистры, и предоставляет программные аналитические средства.

 

     Опции монтажа.

 

     Важным преимуществом L-арочных машин перед традиционными порталами является свободный въезд и выезд. Это большое удобство, те самые положительные впечатления, а также быстрая постановка авто и быстрый выезд по окончании мойки. L-арочная машина сделана именно для этого. Задача инвестора: не растерять данное преимущество, то есть инсталлировать оборудование так, чтобы пол был свободным, и стены от пола до уровня глаз также были свободны. Соответственно, самый лучший монтаж – настенное крепление рельсов. При этом, конечно, стены должны иметь достаточную несущую способность. Если её нет, или стены стоят слишком широко, тогда применяются разного рода свободностоящие рамы.

 

     Опции сушки.

 

     Сушки бывают бортовые (интегрированные в корпус машины) и самостоятельные. Причем самостоятельные могут висеть либо перед воротами выезда, либо сразу за ними. Каждый тип имеет свои преимущества. Например, бортовая позволяет высушить автомобиль прямо на месте, не открывая ворота раньше времени. А самостоятельная позволяет раньше начать программу для следующего автомобиля. Надо взвешивать все индивидуальные факторы при принятии решения.

 

     Комплект документации.

 

     На автоматической мойке должен постоянно присутствовать полный комплект технической документации. Существует два основных подхода.

 

     «Дилерский». В этом случае Производитель снабжает Пользователя сокращенным объемом документации: Комплект электрических схем и Руководство по стандартному использованию машины (программирование и краткий перечень, что посмотреть, если что-то не работает). Руководства по техническому обслуживанию, диагностике неисправностей и ремонту передаются только Дилеру.

 

     Второй подход «Пользовательский». В этом случае весь комплект Руководств передается Пользователю. Конечно, и Дилер имеет такой же. В этом случае самостоятельное обслуживание абсолютно реально.

 

     Наверное, бывает и третий подход – передаются только формальные бумаги, даже без электрических схем.

 

Для ясности и в качестве примера приведу перечень документов, которые мы передаем своим Покупателям.

 

Раздел 1. Инструкции по безопасности.

Раздел 2. Описание системы.

Раздел 3. Руководство по монтажу и пуско-наладке оборудования.

Раздел 4. Руководство по эксплуатации и управлению системой.

Раздел 5. Электрооборудование. Комплект электрических схем, таблицы кабельных каналов.

Раздел 6. Руководство по техническому обслуживанию.

Раздел 7. Руководство по диагностике неисправностей.

Раздел 8. Запасные части.

Разделы 9 – 14 Руководства по дополнительному оборудованию, включенному в поставку.

Раздел 15. Комплект чертежей типовой инсталляции.

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Требования по коммуникациям.

 

Насос ВД обычно в районе 140 л/мин. Наличие буферного бака снижает требование по воду. Обычно требуется 95 л/мин. Нормально запитанная труба 1". Если и этого нет, то надо ставить буферный бак большего размера.

 

По электроэнергии основные потребители насос вд и сушка. Вместе с контроллером и прочей автоматикой насос берет 20 - 25 квт. Сушка начинается также от этих цифр. Наиболее распространенные сушки 35 квт. Если лишней мощности нет, то организовать процесс следует так, чтобы программа мойки следующего автомобиля начиналась не ранее окончания сушки предыдущего. Тогда указанные цифры суммировать не надо. Если сушка бортовая, то ничего организовывать не надо. Данное условие выполняется автоматически. Кроме того, дополнительное оборудование имеет свои цифры энергопотребления, поэтому требуемую выделенную мощность следует аккуратно считать по конкретной спецификации объекта. Например, водонагреватель, если он электрический, то это + 12 квт, а если это бойлер от котла, то эта цифра в расчет не берется.

 

Для работы системы вспенивания требуется сжатый воздух. Производительность компрессора выбирается по конкретной моечной машине.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вступительное слово закончил. Если остались не раскрытые вопросы, пожалуйста, задавайте. Но обращаю внимание, что тема ЛИКБЕЗ. Для любых других вопросов или комментариев есть пять страниц одного только оглавления по разделу автоматов. ЛИКБЕЗ - не место для дискуссий. Все несогласные могут открывать свои собственные темы "Более правильного ликбеза". Буква влево, буква вправо - попытка оффтопа - обращение в администрацию с просьбой тему закрыть.

Edited by Bkas
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за Ваш труд и потраченное время, Борис. Теперь в общих чертах стало понятно... Главное, чуть понятнее стало на что обращать внимание на выборе...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большое спасибо! Бестселлер! 

— Какое минимально возможное приближение л арки до Авто? В Крд на Мойке Самсон пол метра, Авто не может быть качественно помыта на таком расстоянии, видел лично и описано в отзывах на яндексе, тем более, что на автомате Пена наносится сверху вниз..

— чем подаётся на арку щелочь и кислота из канистр, если воздухом то все понятно, пневмонасос- трубка- жиклер. Вопрос связан с тем, что на мсо от кислоты летят везде сальники поворотных муфт, если через НВД вообще ж-па. У вас что страдает при этом?

Edited by trivit
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большое спасибо! Бестселлер! 

— Какое минимально возможное приближение л арки до Авто? В Крд на Мойке Самсон пол метра, Авто не может быть качественно помыта на таком расстоянии, видел лично и описано в отзывах на яндексе, тем более, что на автомате Пена наносится сверху вниз..

— чем подаётся на арку щелочь и кислота из канистр, если воздухом то все понятно, пневмонасос- трубка- жиклер. Вопрос связан с тем, что на мсо от кислоты летят везде сальники поворотных муфт, если через НВД вообще ж-па. У вас что страдает при этом?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 21.05.2019 в 11:12, Senior lecturer сказал:

Спасибо за Ваш труд и потраченное время, Борис.

 

3 часа назад, trivit сказал:

Большое спасибо! Бестселлер! 

 

Спасибо за оценку.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, trivit сказал:

— Какое минимально возможное приближение л арки до Авто? В Крд на Мойке Самсон пол метра, Авто не может быть качественно помыта на таком расстоянии, видел лично и описано в отзывах на яндексе, тем более, что на автомате Пена наносится сверху вниз..

 

Минимальное расстояние - отрицательное :) Всё в наших руках. Есть две настройки. Первая, типа, пуско-наладочная, но, конечно, она всегда доступна, хотя при этом требует понимать, что делаешь. С её помощью, грубо говоря, задаем, как широко стоят сонары. Вторая - оперативная, пользовательская: 1, 2, 3, 4, 5. Каждая цифра отодвигает дальше-дальше-дальше... с шагом примерно 8 см. Играя первой настройкой мы получаем что захотим, хоть минус :) Я обычно "хочу", чтобы при "пользовательском нуле" оставался разумный зазор до зеркал. После этого Вы можете свободно и безопасно выбирать свою "пользовательскую цифру".

 

Насчет качественного результата, я бы однозначно утверждал, что "нельзя" про расстояния больше чем полметра. На полметрах надо смотреть ещё и другие параметры: химию, давление и расход, качество форсунок. Полметра это не самый "запредел". Если всё остальное в порядке, то мыть должно.

 

Насчет сверху-вниз. Имеете ввиду бока? Если главный бесконтакт, и через главную арку, то перпендикулярно.

Edited by Bkas
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now